ИДЗУМИ Сикибу    (977?–?.)
Одна из лучших поэтесс конца Х — начала XI в. Входит в число «тридцати шести бессмертных поэтов» средневековья. Настоящее имя неизвестно. Имя отца — Оэ Масамунэ. Мать Идзуми Сикибу была придворной дамой супруги императора Рэйдзэй (950–1011, годы правл. 967–969), ей же, очевидно, прислуживала в детские годы и сама Идзуми Сикибу. Судя по всему, она была очень хороша собой и обладала блестящим поэтическим даром. В 996 г., примерно в двадцатилетнем возрасте, Идзуми Сикибу вступила в брак с Татибана Митисада. От этого брака у нее родилась дочь,позже тоже ставшая поэтессой, известной как Косикибу. В 999 г. Митисада был назначен наместником провинции Идзуми и в том же году уехал туда вместе с супругой, которая, однако, вскоре вернулась в столицу, чтобы прислуживать заболевшей императрице. Вскоре у нее начался роман с сыном императора Рэйдзэй, принцем Тамэтака. К тому времени ее отношения с мужем ухудшились, и в конце концов они окончательно расстались. Однако Тамэтака очень скоро заболел и скончался. Идзуми Сикибу очень тяжело переживала эту утрату, но примерно через год ее начал посещать младший брат Тамэтака — принц Ацумити. Подробности своих любовных отношений с ним Идзуми Сикибу описала в дневнике «Идзуми Сикибу-никки» — замечательном образце дневниковой литературы. Роман с Ацумити тоже продолжался недолго, принц заболел и скончался, когда ему было всего двадцать семь. Вскоре после его смерти Идзуми Сикибу поступила на службу к дочери канцлера Фудзивара-но Митинага (966–1027) и супруге императора Итидзё (980–1011, годы правл.986–1011), императрице Сёси, в свите которой были такие блестящие дамы, как Мурасаки Сикибу и Акадзомэ Эмон. С последней Идзуми Сикибу была связана еще и родственно — ее отец был старшим братом мужа Акадзомэ Эмон. Впоследствии Идзуми Сикибу вышла замуж за домоправителя Фудзивара-но Митинага — Фудзивара Ясумаса. Их брак оказался довольно долгим, Ясумаса скончался в 1036 г. в возрасте 79 лет. Пережила ли его Идзуми Сикибу или нет, неизвестно. После нее осталась домашняя антология «Идзуми Сикибу-сю» и дневник «Идзуми Сикибу-никки». Ее пятистишия входят во все крупные антологии, начиная с «Сюивакасю» (между 1005 и 1007 гг.). Благодаря своим многочисленным любовным похождениям (канцлер Митинага называл ее «ветреницей») Идзуми Сикибу стала героиней многих легенд.


САЙГЁ   (1118-1190.)
(монашеское имя; настоящее имя - Сато Нарикиё), японский поэт. В 23 года оставил военную службу, семью, постригся и всю жизнь скитался по стране как нищий, бродячий монах. Его творчество пронизано глубоким пессимизмом. Сайгё - наиболее известный из японских поэтов 12 в.; его стихи (танка) отличаются философской глубиной, искренностью чувства, яркостью и простотой образов. Он имел огромное влияние на литературу своего времени.Сохранились сборники стихов "Сангасю" и сочинения по поэтике в записи его ученика под названием "Беседы о Сайгё".


МИНАМОТО-но Санэтомо    (1192–1219.)
Сын первого японского сёгуна Минамото-но Ёритомо (1147–1199). Потеряв отца в восьмилетнем возрасте, в двенадцать лет сам стал сёгуном. Юность Санэтомо совпала с периодом борьбы за верховную власть в стране, с периодом усиления феодального рода Ходзё, который сумел постепенно лишить Санэтомо всех сторонников, в результате чего тот потерял реальную власть. В последние годы жизни Санэтомо пытался противостоять растущему могуществу дома Ходзё и с этой целью добивался высоких постов при киотоском дворе, рассчитывая заручиться поддержкой императорского семейства, но в конце концов был злодейски убит. С юных лет занимался поэзией. Среди его приближенных были ученики Фудзивара Садаиэ, общался он и с киотоскими поэтами. Особенно большое влияние на формирование его творчества оказала антология «Синкокин(вака)сю». Примерно в 1206 г. он познакомился с самим Фудзивара Садаиэ и до самой смерти поддерживал с ним дружеские отношения, оставаясь неизменно верным его идеалам. От Садаиэ он получил в подарок антологию «Манъёсю», которая произвела на него глубочайшее впечатление, наложив на его поэтический стиль особый отпечаток, которого не имел никто из поэтов круга «Синкокин(вака)сю» Его собственные стихи собраны в сборник «Кинкай(вака)сю» («Золотая софора»).


СЁТЭЦУ   (1381-1459.)
Псевдоним - подлинное имя неизвестно. Знаменитый поэт и теоретик поэзии. Стремился писать стихи в духе "югэн".


Мацуо БАСЁ    (1644-1694.)
(псевдоним; другой псевдоним — Мунэфуса; настоящее имя — Дзинситиро)(1644, Уэно, провинция Ига, — 12.10.1694, Осака), японский поэт, теоретик стиха. Родился в семье самурая. С 1664 в Киото изучал поэзию. Был на государственной службе с 1672 в Эдо (ныне Токио), затем учителем поэзии. Получил известность как поэт комического рэнга. М. — создатель жанра и эстетики хокку.В 80-е годы М., руководствуясь философией буддийской секты Дзэн, в основу своего творчества положил принцип «озарения». Поэтическое наследие М. представлено 7 антологиями, созданными им и его учениками: «Зимние дни» (1684), «Весенние дни» (1686),«Заглохшее поле» (1689), «Тыква-горлянка» (1690), «Соломенный плащ обезьяны» (книга 1-я, 1691, книга 2-я, 1698), «Мешок угля» (1694), лирическими дневниками, написанными прозой в сочетании со стихами (наиболее известный из них — «По тропинкам Севера»), а также предисловиями к книгам и стихам, письмами, содержащими мысли об искусстве и взгляды на процесс поэтического творчества.Поэзия и эстетика М. оказали влияние на развитие японской литературы средних веков и нового времени.


ХАТТОРИ Рансэцу   (1654–1707.)
Поэт школы Басё. Родился в Эдо, в обедневшей самурайской семье. Рано стал интересоваться поэзией, в 1675 г. примкнул к школе Басё и очень скоро занял ведущее место среди эдоских учеников Басё. В отличие от многих других поэтов, был вынужден служить и по делам службы надолго уезжал в провинцию.Только в 1686 г., окончательно вернувшись в Эдо, Рансэцу ушел со службы и сделался профессиональным учителем хайкай. С того времени начался его отход от школы Басё, хотя уважение и любовь к учителю он сохранил до конца своих дней. Постепенно у Рансэцу появились собственные ученики, а в 1690 г. вышел первый сборник его школы — «Соно-фукуро», за который Рансэцу подвергся критике со стороны учеников Басё, недовольных тем, что при составлении этого сборника он проигнорировал своих прежних единомышленников. Возможно, именно поэтому его трехстишия не были включены в сборник «Сарумино» («Соломенный плащ обезьяны»), составленный учениками Басё в 1691 г. После смерти Басё деятельность Рансэцу ограничивалась узкими рамками собственной школы. В последние годы жизни стал дзэнским монахом.


ЁСА Бусон    (1716–1783.)
Один из самых ярких поэтов XVIII в. Его деятельность приходится на те годы, когда поэзия хайкай, пережившая во времена Басё период своего расцвета, пришла в упадок, утратив свое высокое значение и выродившись в чисто шуточный, развлекательный жанр.О жизни Бусона известно не так уж много. Отец, бывший кем-то вроде сельского старосты в деревне Кэма, неподалеку от Осака, имел фамилию Танигути (Бусон — псевдоним, которым поэт подписывал свои произведения в зрелые годы, до этого он использовал другие псевдонимы). Мать была родом из местечка Ёса, поэтому впоследствии поэт часто называл себя Ёса Бусон. В детстве Бусон получил хорошее образование: читал китайских и японских классиков, учился живописи. Лет в 17–19 уехал в Эдо, очевидно для того, чтобы учиться живописи и поэзии, где стал учеником Хаяно Хадзина (1676–1742) — одного из крупнейших мастеров хайкай того времени, продолжавшего линию Басё. После смерти Хадзина Бусон покинул Эдо и около десяти лет провел в странствиях, после чего поселился в Киото, где и жил до самой своей смерти. При жизни был известен не столько как поэт, сколько как художник, был одной из центральных фигур в школе «художников-интеллектуалов» (бундзинга), видевших свой идеал в китайской живописи. Бусон стремился возродить высокий стиль поэзии Басё. Ему принадлежит известный принцип «удаления от вульгарного». Творческое наследие Бусона очень велико — живописные произведения, многочисленные хокку, эссе.


Кобаяси ИССА    (1763-1827.)
Творческое наследие Кобаяси Исса, великого мастера «хайку»,велико – около двадцати тысяч хайку, несколько произведений в жанре хайбун (дневники, путевые заметки, эссе), изшироко известного и любимого у себя на родине и во всем мире.


Исикава ТАКУБОКУ    (1885-1912.)
(Такубоку-псевданим,подлинное имя Хадзимэ)Родился в деревне Сибутами префектуры Ивате.Отец его былбуддийским священником.Токубоку учился в средней школе города Мориока,но,не закончив её, в шестнадцать лет отправился в Токио,чтобы посвятить себя поэзии.Первый романтический сборник стихов <Акогарэ>(<Стремление>)опубликован в 1905г.В 1907г.отправился на Хоккайдо, где сотрудничал в местных газетах.Северные пейзажи этого острова запечатлены в знаменитой книге танка<Итиаку-но суна>(<Горсть песка>).По возвращении в Токио жестоко болел туберкулёзом и нуждался.Посмертно был издан сборник пятистиший <Грустные игрушки>. Многие танка Такубоку стали народными песнями.С юных лет Такубоку сачувствовал революционным идеям.В последние годы,потрясённый арестом и казнью писателя-революционера Котоку Сюсуй и его сподвижников, сблизился с социалистическим движением.


КОИДЗУМИ Тикаси   (1886 - 1927.)
Настоящее имя Коидзуми Икутаро. Родился в преф. Тиба в семье зажиточного землевладельца. С ранних лет увлекся классической поэзией "Манъёсю" и "Кокинсю". Примкнув к обществу танка "Нэгиси", стал учеником Ито Сатио. Активно участвовал в деятельности журналов "Асиби" и "Арараги", поддерживая дружеские отношение с Сайто Мокити, Исикава Такубоку, Токи Аика и другими ведущими поэтами эпохи. В реалистическую лирику своего первого крупного сборника "У реки" (1925) и последующих книг Коидзуми вносит характерный романтический колорит.


АРИВАРА-но Нарихира (825–880.)
Поэт и художник, принц по происхождению, правнук императора Камму, занимал ряд незначительных постов при дворе и в провинции. Славился красотой и многочисленными любовными похождениями. Писал в жанре танка, был известен как автор изящной любовной лирики. Многие его танка вошли в официальные придворные антологии, 30 стихотворений включены в «Кокин(вака)сю» и другие сборники. Сохранилось и его личное собрание стихов — «Нарихира сю». Образ Аривара-но Нарихира — японский вариант Дон-Жуана, его приключения послужили основой для повести «Исэ-моногатари», авторство которой приписывают Нарихира. Считается одним из «шести бессмертных поэтов» Японии.


ЭНОМОТО Кикаку (Такараи) (1661–1707)
Один из первых учеников Басё. Родился в семье врача. С шестнадцати лет начал серьезно изучать китайскую философию и литературу. Одновременно или чуть раньше стал учеником Басё. Его первые трехстишия были опубликованы в 1679 г., с этого времени он активно участвовал во многих сборниках поэтов хайкай. Составленная им в 1683 г. антология «Минасигури» («Полые каштаны») стала событием в истории хайкай. В ней наиболее ярко проявилось своеобразие поэтического стиля Кикаку, с характерной для него усложненностью стиха, технической виртуозностью, эротичностью, иногда даже фривольностью образов. В противоположность Басё, стремящемуся к постижению истины, Кикаку считал хайкай развлечением, игрой. Однако стихи Кикаку вызывали восхищение многих его современников. Сам Басё высоко оценивал творческую индивидуальность своего ученика и в своем послесловии к антологии «Минасигури» сравнивал его с Ли Бо, Ду Фу, Сайгё, хваля за умение в любой банальности видеть красоту, достойную поэзии. Кикаку всегда оставался учеником Басё, но его поэтическая деятельность выходила за рамки одной школы, он участвовал в сборниках многих школ, жил то в Эдо, то в Киото, то в Осаке, общался с самыми разными поэтами. Именно Кикаку способствовал распространению поэзии хайкай среди широких слоев эдоского городского населения. Большой известностью пользовались его сборники «Ханацуми» («Собирая цветы») и «Хаги-но цую» («Роса на листьях хаги»). В 1691 г. он вместе с другими учениками Басё принял участие в составлении сборника «Сарумино» («Соломенный плащ обезьяны») и написал к нему предисловие. Кикаку был одним из самых авторитетных поэтов своего времени и имел много собственных учеников.


ЯМАМОТО Эйдзо (Рёкан, 1758–1831).
Не только один из самых талантливых поэтов и каллиграфов своего времени, но и самобытный философ, личность которого продолжает оказывать влияние и на современных японцев. Родился в семье деревенского старосты, настоятеля синтоистского святилища в северо-западной провинции Этиго (совр. преф. Ниигата). Его отец был довольно известным сочинителем хокку. В детстве Рёкан получил прекрасное образование, посещая школу местного ученого-конфуцианца. Писал китайские стихи. В восемнадцать лет неожиданно принял постриг, отказавшись в пользу младшего брата от должностей, полагавшихся ему как старшему сыну, и вступил в буддийскую секту дзэн. Скитался по стране, собирая подаяние и слагая стихи. В сорок семь лет вернулся на родину и поселился на горе Кугами в небольшой хижине, которую назвал Гогоан («Пять мерок риса»). Там он жил почти до самой смерти, бродя по окрестностям, сочиняя стихи, занимаясь каллиграфией и довольствуясь теми малыми крохами, которые давали ему местные жители. Все они, особенно дети, очень любили его за легкий, незлобивый нрав, за необыкновенное простодушие, о котором слагались легенды. Последние годы жизни Рёкана были озарены сильным чувством к молодой монахине Тэйсин, которая стала его ученицей, заботилась о нем до конца его жизни и после смерти Рёкана собрала его стихи в сборник «Хатису но цую» («Роса на лотосе»). Пятистиший, записанных самим Рёканом, осталось мало, все то, что известно ныне, собрано другими людьми и опубликовано после его смерти. Литературное наследие Рёкана включает около 1300 пятистиший, 90 тёка («длинных песен»), множество китайских стихов. Его поэтический стиль в более ранние периоды обнаруживает влияние «Манъёсю», в более поздние — влияние «Синкокин(вака)сю».


КИ-но Цураюки (868–946)
Занимал должности при дворе императора. В 930–935 гг. был губернатором провинции Тоса. Сохранилось 440 его стихотворений. Один из составителей первой придворной антологии японской поэзии — «Кокин(вака)сю», в которой помещены стихи, ставшие для последующих поэтов классическими образцами. Первый теоретик и критик японской поэзии, Ки-но Цураюки был автором предисловия к этой антологии, в котором он изложил свои взгляды на сущность и роль художественного слова. Ему принадлежит лирический дневник «Путевые заметки из Тоса» (936), который считается первым произведением этого жанра и состоит главным образом из описаний природы и лирических стихов.


РУБОКО ШО (980-1020?)
Крупнейший представитель японской поэзии раннего средневековья (эпоха Хэйан, сер. VII - кон. XII в.) первым дал образцы эротической лирики в популярной форме танка (пятистишия). Биографические сведения о нем полулегендарны. Известно лишь, что он занимал высокую должность при дворе, но подвергся опале и умер вдалеке от столицы, в монастыре на острове Цукуси (ныне Кюсю). Поэзия Рубоко была открыта только в конце ХХ века.


siotecu.narod.ru
Hosted by uCoz